Дешифрование спутниковых снимков, проводимое лабораторией геоинформационных технологий ФБУ ВНИИЛМ – необходимо для актуализации транспортной инфраструктуры лесных земель.
Транспортная доступность оказывает большое влияние на особенности ведения лесного хозяйства, где расходы на транспортировку лесоматериалов и лесохозяйственной техники могут составлять более 60% всех расходов, запланированных на проведение лесохозяйственных мероприятий.
Вследствие низкой транспортной доступности лесов реализация системы выборочных рубок и рубок ухода часто невозможна, применение лесоводственных мероприятий становится в большей степени ориентированным на естественное возобновление лесов.
Также система планирования и ведения лесного хозяйства основана на использовании данных о наличии и состоянии дорог тридцатилетней давности, заложенных в материалах лесоустройства, что приводит к возникновению погрешностей в разработке стратегических программ развития лесного хозяйства регионов.
Современные технологии получения актуальных данных с помощью дешифрирования спутниковых снимков достаточно точно устанавливают расположение сети лесных дорог, использование которых в специальных алгоритмах геоинформационных систем позволяет построить модели регрессионной зависимости плотности дорог, являющихся основой определения транспортной доступности лесов.
С помощью съемки российских спутниковых систем Ресурс-П и Канопус-В получена актуализированная транспортная сеть таежной зоны Западной Сибири, покрытие снимками которой составило более 98%, что позволило провести качественный анализ дорожных путей и разработать геоинформационную базу данных по категориям и типам покрытия дорог.
В исследовании при актуализации применялись спутниковые снимки разных временных периодов, включая весенний – осенний и зимний периоды, с помощью которых достаточно точно определяются грунтовые дороги без покрытия и дороги-зимники. Спутниковые снимки, полученные в летний период, показывают с наибольшей точностью категорию дорог, тип дорожного покрытия, количество лесных дорог, требующих реконструкции.
Мультиспектральные спутниковые снимки российских сенсоров обладают высоким разрешением 1-2 м., синтез спектральных каналов позволяет определять тип покрытия и состояние дорог по дешифровочным признакам, например: асфальтовое покрытие дорог обладает серым цветом, мелкозернистой структурой, параллельной полосчатой текстурой на снимке, грунтовому покрытию присуще светло-серый или белый цвет, среднезернистая структура, извилисто полосчатая текстура. Торфяная дорога - зеленая, ярко-изумрудная, заболоченная дорога – красная или оранжевая. Песчаная дорога на снимках – ярко-голубая, с минеральными отложениями. Заросшая дорога имеет красно-розовый цвет, если на ней в качестве молодой поросли присутствуют осока, березовый или осиновый подрост и желтовато-песочный цвет. Подтопления на снимках обычно выражены фиолетовым цветом.
Всего по территории таежной зоны Западной Сибири актуализировано более 92000 км. лесных дорог различных категорий и вида покрытий.
Дешифрирование данных спутниковых снимков применяется не только при проведении актуализации транспортной инфраструктуры лесных земель, но и позволяет исследовать свойства почв лесных участков, необходимых для определения несущей способности дорог и потенциальной продуктивности насаждений, факторов, оказывающих большое влияние на показатели доступности лесных территорий.