В России 80-90% лесных пожаров имеют антропогенную причину. Торфяные пожары – вид лесных пожаров, при котором горит слой торфа, они медленно распространяются и могут проникать в глубину почвы до нескольких метров, что делает их сложными для обнаружения и тушения. Отдел пирологии ФБУ ВНИИЛМ занимается изучением и профилактикой всех видов ландшафтных пожаров. В 2023 – 2024 гг., совместно с Центром профилактики ландшафтных пожаров – реализует программу научных исследований и проводит разъяснительную работу для представителей СМИ и населения.
Уже много лет мы ведем крестовый поход против журналистской формулировки «летом из-за жары и засухи загорелись леса». А теперь к этому добавляется экзотическое «зимой торфяники горят из-за уменьшения снежного покрова и сильного февральского ветра».
Торф не загорается сам. Тем более зимой. Тем более от снега и ветра. Попробуйте зажечь почву снегом и холодным ветром. Попробуйте хоть что-то так зажечь.
Например, торф на омских болотах, осушенных когда-то для сельского хозяйства, горит от того, что весной там жгли траву. От рукотворного открытого огня начала тлеть богатая органикой и высохшая почва. Если сейчас ничего не делать, то на фоне почвенной засухи весной от очагов снова загорится трава, а от травяных пожаров появятся новые торфяные очаги.
О чем сообщает Центр профилактики ландшафтных пожаров.
Торфяные пожары способны «зимовать» до следующего пожароопасного сезона. Цель исследований – создать новые, технологические решения проблемы почвенных пожаров. Современные технологии позволяют реализовать раннее обнаружение и тушение таких пожаров в летний и зимний периоды.