В рамках выполнения госзадания по биологической защите леса от сибирского коконопряда в марте и мае 2023 года сотрудниками Филиала было проведено выборочное обследование очагов сибирского шелкопряда на территории Алтайского края в насаждениях Государственной защитной лесополосы (ГЗЛП) «Алейск – Веселовка» с выявленной наибольшей численностью вредителя с целью сбора гусениц во время их нахождения в лесной подстилке в период зимовки (рис. 1 и 2).
ГЗЛП пересекает два ленточных сосновых бора и расстояние от него до очагов массового размножения коконопряда не превышает 20 км. Одним из обычных обитателей этих боров является сосновый коконопряд (Dendrolimus pini), близкородственный вид сибирскому коконопряду. Основной кормовой породой соснового коконопряда служит сосна обыкновенная. В литературе есть данные о том, что на стыке ареалов сибирского и соснового коконопрядов возможна гибридизация этих видов.
Отмечена еще одна особенность формирования вспышек массового размножения в ГЗЛП. Основным лимитирующим фактором массового размножения коконопряда в государственной защитной лесной полосе служит ограниченность кормовой базы. В результате, когда численность гусениц поднимается до критических значений, дефолиация крон деревьев достигает 100% (рис. 3).
Гусеницы, которым хватило кормовой базы успешно окукливаются, а те, которые не успели развиться, начинают мигрировать на новые территории в близлежащие с/х поля и в полосы, где только лиственные породы. Такого рода кормовая альтернатива для них неподходящая, и как итог - гусеницы погибают.
В древостоях естественного происхождения такого развития вспышки массового размножения практически никогда не наблюдается, так как у вредителя сохраняется возможность миграции в окружающие, не повреждённые или слабо повреждённые лиственничные древостои. В результате таких миграций вспышки массового размножения сибирского шелкопряда могут затягиваться на десятилетия.